ЖЖ мертв, а мы еще нет (realwired) wrote,
ЖЖ мертв, а мы еще нет
realwired

Category:

За шо?!?!



еще один лейтмотив. ведь было так хорошо, и внезапно стало плохо, и даже хуже чем всегда.

за шо?!

а ведь мир постоянно на грани - если подумать.

вот например - сегодня мы говорим "Чернобыль", а могли бы говорить "Ленинград", в 1975 году РБМК Ленинградской АЭС был на волосок от взрыва. полное совпадение с Чернобылем - вытягивали реактор из "йодной ямы" и попали в саморазгон.

спасла случайность - в том смысле, что равновероятно могло закончится и как потом на Чернобыле, и более-менее удачно, как оно и вышло.

Чернобыльский сценарий обсосали вдоль и поперек, так что повторятся нужды нет. Но есть очень важное замечание.

все описания (ну кроме одного, вроде как) грешат одним и тем же - непониманием мотивов операторов.

дело вот в чем. представьте себе - вы за рулем, куда-то едете. при этом что-то идет не совсем так - какой-то подозрительный стук под капотом, или ведет в сторону, ну или еще что. но вам осталось доехать буквально 50 метров, и вы едете. потому что знаете - если что, вы нажимаете тормоз. И ВСЕ. в любом случае вы ведь собирались остановиться, так что все нормально.

смена 4-го энергоблока считала, что у нее есть тормоз - та самая кнопка АЗ-5. при этом ее собирались нажать в любом случае - как только завершили эксперимент, так сразу и заглушили реактор. поэтому какие-то шероховатости по ходу дела воспринимались именно так - ну тормознем раньше, делов-то. все равно ведь останавливаться.

ну и остановились. все сделали правильно, нажали то, что должны были нажать. вот только реактор взял и взорвался.

а вот в Ленинграде дежурный СИУР (старший инженер управления реактором), когда реактор стал самопроизвольно разгоняться - не стал жмакать АЗ-5, как должен был бы. вместо этого он чисто интуитивно стал поочередно, не все скопом - это и оказалось спасением - вручную опускать стержни автоматического регулирования, и лишь после всего этого финально нажал знаменитую АЗ-5.

скачок мощности остался локальным, разрушился лишь один канал и в нескольких каналах разгерметизировались ТВЭЛы.

такая тонкая грань...

This entry was originally posted at https://realwired.dreamwidth.org/169353.html
Tags: catastrophe, history of engineering
Subscribe

  • Марсианский вертокрыл

    немного цифр и фактов. - на поверхности Марса плотность атмосферы составляет всего 20 грамм/кубометр, это в 61 раз меньше плотности земной -…

  • Перемен! Требуют наши сердца

    до чего адекватно тренды в дизайне отражают текущий момент! БЫЛО как-то так: СТАЛО уже так: изЪящество и минимализм сменились... ну…

  • Цена зеленой энергии

    в Утаракханде в горах селем снесло несколько ГЭС, включая те, что были в процессе строительства. пока найдено 14 тел, более 200 человек пропали без…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments